Наглядное пособие для детского сада по грамоте

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду | Азбука воспитания

Наглядное пособие для детского сада по грамоте

Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:

  1. Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
  2. Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
  3. Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

• К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Ку-ку-ку!

• Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук»

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?»

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина»

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого»

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка»

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?»

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков.

Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками.

Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.

Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Алфавит в картинках для детей

Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.

Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.

Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.

Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.

Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.

Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.

Обучение детей на дому. Обучение грамоте

Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?

На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.

Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.

Уважаемые педагоги!

Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе. Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1-й класс? Тогда это все для вас.

Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.

На нашем сайте будут представленыразные обучающие занятия с заданиями для детей и пояснениями для взрослых. Обязательно выложим новые.

Большое внимание уделим подготовке руки дошкольника к письму: даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию. Каждое занятие сопровождается «Весёлой переменкой».

В конце его приводится раздел «Проверялочка» — проверочные задания на усвое­ние и закрепление пройденного материала.

Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:

• урок должен длиться не более 25—30 минут в день;

• не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;

• не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;

• чередуйте различные виды деятельности маленького ученика, не забывайте выполнять упражнения из «Весёлых переменок».

Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.

Желаем вам успехов!

Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-5-6-let-v-detskom-sadu

Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ

Наглядное пособие для детского сада по грамоте

Название: «Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Презентации, Старший дошкольный возраст
Зайцева Ольга Львовна Должность: учитель — логопед Место работы: МДОУ «Детский сад № 228»

Месторасположение: г. Ярославль

Презентация на тему
«Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

При подборе наглядных пособий, дидактических игр я учитывала следующее:

— Наглядность должна опираться на программный материал;

— Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;

— Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;

— Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

— Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков.

Слайд 1

Подготовительный этап.

I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко). Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» — маленький кружок, «а» — большой круг). Слайд 2

Согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, и фишкой синего цвета (звук «в» — ветер воет).

Слайд 3

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Слайд 4

2. Звуковые линейки. Служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Могут быть разнообразны и даже соответствовать лексической теме: голова— начало слова, туловище — середина, хвост — конец слова.

Слайд 5

Это пособие представляет собой полоску картона с «кармашком» впереди, на котором написан числовой ряд.

Количество цифр может варьироваться в зависимости от возраста детей (для старших дошкольников достаточно цифр от 1 до 5(6), для детей младшего школьного возраста можно использовать ряд от 1 до 9).

К звуковой линейке прилагается конверт, в котором находятся «фишки» — небольшие прямоугольники из цветного картона (красного, синего и зелёного цвета) для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковая линейка позволяет выполнять различные упражнения: — Составление звуковой схемы слова. — Преобразование схемы (добавление или замена цветных фишек).

— Установление соотношения между звуками и буквами (в случаях, когда буквы обозначают 2 звука).

Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью них можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он находится).

Слайд 6

3. Схема анализа артикуляции звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений он определяет участие в образование звука губ и зубов, положение языка, анализирует воздушную струю (она м.б. теплая или холодная), а также участие голоса (дрожит или нет горлышко).

Слайд 6

Малыш обучается самостоятельно анализировать звук, может определить гласный это или согласный, глухой или звонкий.

4. Согласные твердые звуки обозначаем синим, согласные мягкие – зелёным и/или заселяем в соответствующие домики или вагончики. Варианты могут быть самыми разными.

Слайд 7

Слайд 8

Также «Паровозик» и многоэтажные домики могут использоваться в разделе слогоделения. На первом этаже или в первом вагоне «поедет» слово из 1 слога и т.д.

Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно колокольчиком, пчелкой или божьей коровкой.

Слайд 9

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделения.

С введением понятия «слог», ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных. Обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы.

Слайд 10

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этом этапе можно воспользоваться ручными позами, соответствующими гласным звукам.

Слайд 11

Такие приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов, очень эффективны.

Среди игр, опирающихся на зрительный анализатор, популярна игра «Паровозик», в которой дети делят слова на слоги и раскладывают картинки по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются картинки, названия которых состоят из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки — из двух слогов и т. д.

Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором — из двух слогов, на третьем — из трех.

Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега. И т.д.

Этап обучения чтению.

  1. Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.

1. «Учим буквы в стихах» ( по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»).

Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д.

Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».

2. «Пальчиковый алфавит» — моделирование букв пальцами.

Слайд 12, 13

3. Моделирование букв из шнурков или счетных палочек. (Лучше под стихотворное сопровождение).

4. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов (наподобие пазлов), перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.

5. Игра «Умные ручки» — вариация игры «Волшебный мешочек» — предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.

Слайд 14

6. Игра «Умные глазки». Это может быть алфавит с зашумлением. Или буквы с недостающими или скрытыми элементами. Графические изображения букв может накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.

7. В игре «Найди буквы» можно использовать сложную геометрическую фигуру, в которой ребенок должен найти определенные буквы.

Слайд — 15

9. Рисование символов и букв на песке, крупе, на спине.

Слайд 16

Слайд 17

Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова — домиками, первое слово в предложении — домиком с трубой, слоги — вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

Слайд 17

Игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения.

Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

скачать презентацию

в разделах:

Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/ispolzovanie-zanimatelnogo-naglyadn/

Дидактический материал для детского сада своими руками

Наглядное пособие для детского сада по грамоте

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру.

Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности.

Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы.

Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому.

Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек.

Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей.

В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

    Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
    • модели,
    • макеты,
    • муляжи и др.

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицы Этот дидактический материал развивает у детей понятия целого и части Малыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетра Игры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольников Данное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счёта Такие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительность Этот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

материалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи.

Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить.

В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Источник: https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/didakticheskiy-material-dlya-detskogo-sada-svoimi-rukami.html

Народное право
Добавить комментарий