Александр Bлaдимиpович Mopoзoв, заведующий кафедрой социальной психологии Института гуманитарного образования, профессор кафедры организации медицинского обеспечения Государственного института усовершенствования врачей МО РФ, доктор наук, член-корреспондент Международной Академии психологических наук.
Речь человека вообще и его отдельные выступления перед слушающими можно охарактеризовать по содержанию, выразительности и форме.
Каковы же основные требования к выступлению перед аудиторией? Во-первых, выступающий перед аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос.
От этого в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувствам слушателей.
Невозможно передать всю глубину содержания, воздействовать на аудиторию и эмоционально, и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный.
Содержание
- 0.1 1. Речь должна быть сбалансирована по темпу
- 0.2 2. Язык выступления должен быть простым
- 0.3 3. Говорите кратко
- 0.4 4. Необходимо выражаться не только точно, но и образно
- 0.5 Требования к речи:
- 0.6 Требования к форме речи:
- 0.7 Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой
- 1 2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь
1. Речь должна быть сбалансирована по темпу
Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффективна, т. к. вызывает безразличие к теме выступления.
Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия: возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова.
Несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выступления.
Излишне выспренные выражения смешат, тривиальные — раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.
Выдающийся русский юрист и оратор А.Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: «Стоит переставить слова в народном выражении «кровь с молоком» и сказать «молоко с кровью», чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного не на свое место».
Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отношении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать запасу знаний слушателей и в некоторой степени характеру их ожиданий — социальных установок.
Образец гибкого следования письменной речи за меняющейся обстановкой можно найти у академика Е.В. Тарле, который приводит наблюдение над спецификой подбора слов в парижской прессе для описания продвижения Наполеона с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж (период «Ста дней»).
Первая публикация: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», вторая — «Людоед идет к Грассу», третья — «Узурпатор вошел в Гренобль», четвертая — «Бонапарт взял Лион», пятая — «Наполеон приближается к Фонтенбло», шестая — «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже».
Вся эта литературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при одном и том же составе редакции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними — слова.
Чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность. Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н.Г. Чернышевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утверждение «человек, говорящий нашим языком — наш человек».
Современный русский литературный язык быстро развивается. Опытные преподаватели — это люди, учившиеся говорить и получившие представление о языковой норме 20-30 лет назад. Они сохраняют представление о такой норме и поныне.
Молодежь овладевает уже изменившимся языком, у нее формируется иное представление о речевой норме.
Отсюда и ряд психологических трудностей: «старшие» поколения относятся с непониманием, а нередко и с возмущением к речевой норме молодежи; молодежь стремится отстоять свою речевую самостоятельность.
Очень важно помнить, что функции распределения значений слов могут не совпадать у вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут, а там, где вы говорите о серьезных вещах, могут засмеяться. Учет этих моментов существен для успешности лекторской и преподавательской работы.
Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов («так сказать», «значит», «ну», «как бы» и т. д.) отталкивающе действует на слушателей, и речь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Эмоциональная напряженность выступающего специфически искажает его речь, в ней появляется «мусор» типа слов «это», «какой-то», «этот самый», «вот» и паузы с наполнителями типа «э-э-э…»
Сильное волнение лектора может сделать его выступление излишне категоричным, увеличив количество слов с четкой позитивной и негативной ориентацией («очень», «совершенно», «прекрасный»), участить повторы слов и склонность к использованию стереотипов и терминов.
2. Язык выступления должен быть простым
Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей.
Манера сложно излагать очевидно простой материал — сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт.
Представления о том, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.
Известный физик В. Гейзенберг писал: «Для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области». Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой работы над формой, но и углубленного знания предмета.
Допустимо ли использовать в речи штампы и стереотипы? Совместная жизнь и сотрудничество людей формируют общие для них стереотипы мышления.
Мысленным штампам соответствуют и языковые стереотипы в форме нормативных оборотов речи.
Многие люди считают, что лучше обходиться без штампов, но ведь штампы экономят время на восприятие, позволяя быстро просматривать материал для обобщенной оценки его значимости.
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Что можно узнать о человеке из анализа его почерка
3. Говорите кратко
Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора.
Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после этого победил». Желательно выражаться точнее.
Известный физик П. Дирак говорил точно и требовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?» — «Я не понимаю, как Вы получили это выражение», — сказал один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, — произнес Дирак, — вопросы есть?»
4. Необходимо выражаться не только точно, но и образно
Вот пример из книги врача-гипнолога Буля. Человеку в гипнозе внушалось: «Вы съели жирную пищу». Затем экспериментально изучали процессы в желчном пузыре, но никаких результатов, сходных с картиной реального насыщения жирной пищей, не обнаружили.
Тогда изменили формулу внушения: «Вы видите перед собой на столе много вкусных питательных жирных блюд — яичницу с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном.
Вы начинаете есть, выбирая то, что вы любите…» Рентгеновские снимки желудка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возникает после реального насыщения подобной пищей.
Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи. Так, в газете писали о том, как режиссер научно-популярного фильма «Воздуху и воде быть чистыми» сдавал его заказчику.
Дикторский текст начинался словами: «Ученые формулируют эту проблему просто: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей».
Два почтенных специалиста-заказчика усмотрели в этом крамолу и исправили текст так: «Ученые формулируют эту проблему просто: или люди обеспечат достаточную очистку выбросов в атмосферу и водоемы, или фауна и флора будут подвержены уничтожению». И стало скучно.
https://www.youtube.com/watch?v=W9Ybmfajjbc
ЕЩЕ СМОТРИТЕ: Типы «непростых» личностей и способы общения с ними
Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф.О.
Шехтель как-то обратился к своим слушателям с такими словами: «Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре.
С тех пор, как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы…». Слушатели надолго запомнили это выступление.
Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, т. к. они, тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем.
Начало речи Цицерона против Каталины, на которой училось много поколений ораторов, звучало так: «Доколе же ты, Каталина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться над нами?»
Выражения типа: «Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами», «А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны…», «Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения», «Что мы знаем об этом деле?», «И что же мы видим?» приглашают слушателя к активному взаимодействию с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, принятые в разговорной речи.
Требования к речи:
- Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).
- Последовательность и четкость объяснения.
- Убедительность и логичность приводимых доводов.
- Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).
Требования к форме речи:
- Отчетливое произношение.
- Нормальный и средний темп.
- Соразмерность силы голоса.
- Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.
- Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой
Источник: https://www.elitarium.ru/vystuplenie-rech-slova-soderzhanie-orator-slushatel-auditorija-predstavlenie-problema-argument/
2) Устной или письменной. Письмо — это зафиксированная речь
-
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
-
Речевая ситуация и её компоненты.
3. Основные требования к речи:правильность, точность, выразительность,уместность употребления языковыхсредств.
4. Функциональные стили речи и ихособенности.
5. Разговорный стиль речи, его основныепризнаки, сфера использования.
1.
Конкретный процесс использованиявербальных знаков в целях общения,формулирования мыслей, оценки различныхжизненных проявлений называетсяречью. Речь — это язык в действии.Речь теснейшим образом связана сличностью человека и особенно — с егомышлением. Она отражает индивидуальные,возрастные, половые, интеллектуальныеи профессиональные особенности.
Существует множество видов речевойдеятельности. Речь может быть:
1) Внешней или внутренней. Во внешнейречи человек сталкивается с различнымпониманием значений слов разными людьми,поэтому часто возникают недоразуменияи непонимание. Внутренняя речь (разговорс самим собой) абсолютно понятна человеку.Общаться с другими тяжелее, чем с собой.
4) Монологической или диалогической
Также речь может быть быстрой илимедленной, короткой или длинной, понятной,отчетливой или сумбурной, эмоциональновыразительной или монотонной, естественнойили манерной, тихой или громкой, яркойили невыразительной, интеллигентнойили вульгарной, грамотной или неграмотнойи т. д.
Иногда, даже не зная смысла слов, мыможем понять, о чем идет речь, из контекстаили ориентируясь на грамматику.
Проверим наше знание языка и пониманиеего внутренних структурных связей,умение логически мыслить.
Упражнение. 30 слов, поочереднозаписать слово и антоним к нему. Словаи правильные ответы к ним:
1) Злость (доброта)
2) Господин (слуга, раб)
3) Нерасторопность (проворство,ловкость, прыть)
4) Позор (почет, слава, честь)
5) Соперник (партнер, коллега,единомышленник)
6) Черный (белый)
7) Прыгать (стоять)
8) Красивый (уродливый, безобразный,некрасивый)
9) Целина (пашня, пахотная земля,обработанная земля)
10) Гуманность (жестокость, мизантропия)
11) Смех (плач)
12) Атака (оборона, защита)
13) Буря (тишь, покой)
14) Скука (веселье)
15) Беда (радость)
16) Вершина (основание, подошва)
17) Тусклый (яркий)
18) Любить (ненавидеть)
19) Суша (море, вода)
20) Культура (невежество)
21) Женщина (мужчина)
22) Ребенок (старик)
23) Находка (потеря)
24) Надежда (отчаяние)
25) Мороз (жара, зной)
26) Работа (отдых, безделье)
27) Гладкий (шершавый)
28) Взять (отдать)
29) Похвала (брань, ругань, критика)
30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).
Подсчитайте количество правильныхответов. Точно угаданный антоним — это1 балл. Слова, приблизительно правильные(например, «позор — гордость» вместо«почет, слава»), — это полбалла. Прихорошем или удовлетворительном знанииязыка и умении логически мыслитьрезультат составит примерно 25-30 баллов.
По речи человека можно определитьособенности его мышления. Интересноисследовать это характеристикамвнутренней речи.
Речь — специфически человеческийрод языковой деятельности, обеспечивающийкоммуникацию людей и их общественно-историческоеразвитие.
2.
Речевая ситуация – сложное соединениевнешних обстоятельств и внутреннихпсихологических реакций, которыепобуждают собеседников обмениватьсяинформацией. Чтобы речь была эффективной,следует соблюдать некоторые принципы:
Принцип речевого этикета (говорить сослушателем как с равноправным партнером,уважать мнение слушателя, бытьзаинтересованным во взаимодействии сослушателем).
Существуют следующие признаки(компоненты) речевой ситуации:
участники: адресант, адресат,аудитория;
предмет речи;
обстоятельства: место, время, другиезначимые условия;
канал общения – способ осуществлениякоммуникации – используется устнаяили письменная речь, условные знаки ипрочее;
код: язык, диалект, стиль;
речевой жанр, например, научныйдоклад, беседа;
событие;
цель – то, что могло бы быть, по мнениюучастников, результатом речи в даннойситуации;
оценка эффективности речи, например,заинтересовал ли доклад слушателей.(слайд)
Речевая ситуация определяется такимиобстоятельствами, которые вынуждаютчеловека нечто сказать – участвоватьв речевой деятельности, при этомдействовать посредством речи в болееили менее строгом соответствии сопределяющими ситуацию признаками.Весь сложный комплекс ситуативныхпризнаков можно свести к следующимкомпонентам: кто – кому – о чём – где –когда – почему – зачем.
3.
Для правильной, красивой речи характерныследующие свойства: точность, логичность,чистота, выразительность, богатство(разнообразие) и уместность.
1. Еще в древние времена точностьпризнавалась основным достоинствомречи.
Способности хорошо говорить, писать иумение правильно мыслить взаимосвязаны.«Кто ясно мыслит, ясно излагает», – такзвучит известный афоризм. В. Г. Белинскийотмечал: «Слово отражает мысль: непонятнамысль – непонятно и слово».
Точность связана со знанием предметаречи, значением слов, т. е. с культуройречи в целом.
Точность речи – это главным образомсоответствие слов обозначаемым предметам(явлениям) действительности илисоответствие между общепринятымзначением слова и его применением вречи.
Точность как качество речи связываетсяпрежде всего с лексическим уровнем всистеме языка, значит, точность речиможно понимать как соблюдение в речинорм словоупотребления, если нормытакие признавать.
Следует разделять два вида точности:точность предметную и точностьпонятийную.
Первый вид точности создаетсяэкстралингвистической (внеязыковой)связью речь – действительность. Онасостоит в соответствии содержания речитому кругу предметов, явленийдействительности, которые речьюотображаются. В речи должны быть четкопредставлены явления жизни, предметыи события действительности, о которыхговорится. В связи с этим человек долженхорошо знать то, о чем он говорит.
Существует еще и понятийная точность– соответствие содержания речи тойсистеме понятий, которая в ней обозначена.По мнению Л. Н. Толстого: «Слово –выражение мысли, поэтому слово должносоответствовать тому, что оно выражает».
Основными условиями, способствующимисозданию точной речи, являются:
1) знание предмета речи;
2) знание языка, его системы, возможностей;
3) умение соотнести знания предмета сознанием языковой системы и ее возможностейв конкретном акте коммуникации.
2. Следующее качество речи – логичность.
Логичность может нарушаться даже пристрогом употреблении слов. Для тогочтобы достичь логичности речи, необходимодобиться смысловой непротиворечивостичастей в одном высказывании и такой женепротиворечивости высказываний вцелом тексте.
Логичность связана прежде всего ссинтаксической организацией каквысказывания, так и текста. Логичностьбывает двух видов:
1) логичность понятийная;
2) логичность предметная.
Суть предметной логичности – всоответствии смысловых связей и отношенийединиц языка в речи связям и отношениямпредметов и явлений в реальнойдействительности. Логичность понятийнаяесть отражение структуры логичной мыслии логичного ее развития в семантическихсвязях элементов языка в речи.
Условие логичности:
1) овладение логикой рассуждения –«нормами или принципами правильногорассуждения в поисках новой истины».Прежде чем научиться логично говоритьи писать, человек должен научитьсялогично мыслить;
2) знание языковых средств, способствующихорганизации смысловой связанности инепротиворечивости элементов речевойструктуры.
3. Выразительностью речи называютсятакие особенности ее структуры, которыеподдерживают внимание и интерес услушателя или читателя, т. е. речь,обладающая этими особенностями, и будетназываться выразительной.
Выразительность зависит от разныхусловий. Среди них выделяют:
1) самостоятельность мышления. Стереотипноемышление и шаблонное чувство не позволяютпробиться росткам выразительности;
2) неравнодушие, интерес автора речи ктому, о чем он говорит, к тому, что онговорит;
3) хорошее знание языка, его выразительныхвозможностей;
4) знание свойств и особенностей языковыхстилей: художественного, научного,делового, публицистического, разговорного.Стиль накладывает свой отпечаток насредства языка;
5) систематическая и осознанная тренировкаречевых навыков. Человеку необходимоучиться контролировать свою речь,отмечать выразительные и шаблонныемоменты.
К выразительным средствам языка в первуюочередь относят тропы и фигуры, а такжевообще все единицы языка всех егоуровней, начиная со звуков и заканчиваясинтаксисом и стилями. Более выразительнымможет оказаться один звук, чем весьтекст.
Для создания выразительности оченьважна интонация
4. Богатство речи является одним изглавных коммуникативных качеств речи.
Богатство речи обеспечивается активнымзапасом языковых средств каждогочеловека, т. е. запасом слов, их значений,запасом типовых интонаций и т. д.
Лексическое богатство проявляется втом случае, если в речи не применяетсяповторение одних и тех же слов, не несущихспециального коммуникативного задания.Это возможно при условии большогоактивного запаса слов.
Источник: https://StudFiles.net/preview/6208599/