Нововведения в законодательство об ОСАГО вносятся в последние годы с завидной регулярностью. Власти при этом утверждают, что всё делается во благо автолюбителей.
Вот только страховка с каждым таким обновлением только дорожает, а выплаты – нет! Какие изменения подготовили законодатели с 1 апреля 2019 года в порядок расчёта КБМ, стоимость базовых тарифов и подорожает ли в конечном итоге страхование вновь? Всё это давайте выяснять!
Содержание
- 0.1 Чем регламентированы изменения?
- 0.2 Порядок расчёта КБМ каждые 1 апреля
- 0.3 Как изменится тариф?
- 0.4 Как изменится расчёт по возрасту и стажу?
- 0.5 Порядок оформления электронного ОСАГО со 2 апреля
- 1 Смотрите, какая тема — Реформа ОСАГО: Какие будут изменения в тарифах страхования по Указанию ЦБ в 2019 году?
- 1.1 Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2019 года
- 1.2 Когда поправки вступают в силу?
- 1.3 Новые тарифы ОСАГО
- 1.4 Новые базовые тарифы
- 1.5 Новые коэффициенты стажа и возраста допущенных водителей
- 1.6 Другие изменения
- 1.7 Примеры расчёта по новым тарифам ОСАГО
- 1.8 Среднестатистический расчёт
- 1.9 Расчёт для молодого неопытного водителя
- 1.10 Расчёт для опытного водителя
- 2 Изменения ПДД
- 3 Все коэффициенты ОСАГО в 2019 году
- 4 Таблица коэффициентов территории ОСАГО в 2018 году по регионам — территориальные коэффициенты ОСАГО
- 5 Таблица коэффициентов ОСАГО по регионам
- 5.1 Коэффициент по городам по ОСАГО
- 5.2 Коэффициент количества водителей по ОСАГО в 2019 году
- 5.3 Коэффициент возраста и стажа
- 5.4 Коэффициент ОСАГО по мощности двигателя в 2019 году
- 5.5 Коэффициент прицепа по ОСАГО в 2019 году
- 5.6 Коэффициент периода использования в 2019 году
- 5.7 Коэффициент срока страхования (КП)
- 5.8 Коэффициент нарушений (КН) в 2019 году
- 5.9 Обжалование коэффициентов по ОСАГО
Чем регламентированы изменения?
Соответствующим Указанием Банка России под номером 5000-У от 4.12.2018 года, которое уже вступило в законную силу. Данный нормативный акт вводит изменения не только и даже не столько с 1 апреля 2019 года, сколько совершенно другого числа. Объясним подробнее!
Всего документ вводит 3 основных обновления:
- порядок перерасчёта КБМ (безаварийной скидки) у водителей 1 апреля каждого года,
- базовый тариф – начальная ставка, от которой рассчитывается стоимость ОСАГО: коридор возможных цен как увеличивается в сторону подорожания, так и уменьшается и становится дешевле (поясним данный момент ниже),
- коэффициент возраста и стажа.
Но главная тонкость нововведения заключается в том, что ни одно из указанных 3 изменений не появится с 1 апреля 2019 года (по другим источникам с 2.04.2019), а уже относительно давно вступило в силу – 9 января этого же года.
Но откуда же взялась апрельская дата?! Всё очень просто – дело в порядке расчёта коэффициента бонус-малус. Давайте выясним, как он будет рассчитываться!
Порядок расчёта КБМ каждые 1 апреля
Сами коэффициенты остаются прежними, их мы приводили в нашей специальной статье. На сегодняшний день безаварийная скидка рассчитывается следующим образом:
Но изменился порядок расчёта коэффициента. Если ранее он пересчитывался по датам окончания действия договора страхования ОСАГО именно в ту дату, когда закончился полный год страховки, то в 2019 году расчёт приурочен к строго определённой дате – 1 апреля, вне зависимости от того, когда начался и закончился полный год полиса.
Давайте в виде таблицы приведём полный список изменений по новому апрельскому расчёту КБМ ОСАГО.
Обновления в расчёте КБМБыло до 2019 года Стало с 9 января 2019 года
КБМ рассчитывался по окончании года страхования водителя, в зависимости от того, когда закончился полис. Например, если полис действителен до 1 мая 2019 года, то бонус рассчитывается (уменьшается или увеличивается) только 1 мая. | По новым правилам расчёт КБМ производится строго 1 апреля каждого года. |
Если водитель был вписан в разные полисы на разные автомобили, то возникала путаница, так как у водителя могли быть разные значения. | При расчёте каждое 1 апреля применяется минимальное значение из всех возможных. |
При перерыве в страховании – например, если водитель не был вписан ни в какой полис или не имел на свой собственный автомобиль неограниченного ОСАГО, то КБМ слетал. | Теперь коэффициент заносится в базу, перерасчитывается также каждый апрель, и по закону не подлежит аннулированию при долгом отсутствии фигурирования водителя в полисах ОСАГО. |
Каждое транспортное средство, принадлежащее одной организации, имели разные значения скидки. | Для автомобилей юридических лиц “безаварийка” теперь применяется для всех машин в собственности лица. |
Таким образом, никаких изменений в ОСАГО с 1 апреля 2019 года не произошло. Речь идёт о перерасчёте КБМ первого числа этого месяца ежегодно. Отсюда и возникла путаница. Как мы уже выяснили выше, все обновления (включая нижеперечисленные) уже введены с 9 января.
Как изменится тариф?
Базовый тариф в ОСАГО – это начальная точка отсчёта при калькуляции конечной стоимости страховки. То есть берётся некая начальная цифра и умножается на дробные числа коэффициентов (если последние меньше единицы, то цена уменьшается, если больше – ОСАГО подорожает). Таким образом, именно от базового тарифа зависит больше всего конечный результат получившейся суммы.
Но если в сети вы обнаружите информацию о том, что базовый тариф подорожает с 1 апреля, то это неправда! На самом деле, он изменился того же числа, что и КБМ – 9 января. И не только в сторону увеличения, но и уменьшения. Объясняем!
Базовый тариф ОСАГО представляет собой коридор цен – от минимальной до максимальной, а страховым компаниям предоставлено право выбора, какой взять в расчёт. И если вы думаете, что большинство хитрых страховщиков не будет упускать свою прибыль и возьмёт максимальный тариф, то будете правы. Их, правда, большинство, но не все, и при расчёте стоимости вы можете сами в этом убедиться.
Итак, изменения по части базового тарифа ОСАГО следующие:
Категории ТС Базовый тариф после изменений (руб.) и до изменений (перечёркнуто)
Мото и мопеды | 694-1407 867-1579 |
Легковые до 3,5 тонн в собственности граждан | 2746-4942 3432-4118 |
Легковые до 3,5 тонн в собственности организаций | 2058-2911 2573-3087 |
Легковые до 3,5 тонн, использующиеся в такси | 4110-7399 5138-6166 |
Грузовики массой до 16 тонн | 2807-5053 3509-4211 |
Грузовики массой более 16 тонн | 4227-7609 5284-6341 |
Автобусы до 16 мест | 2246-4044 2808-2270 |
Автобусы более 16 мест | 2807-5053 3509-4211 |
Автобусы, использующиеся в качестве маршрутных ТС | 4110-7399 5138-6166 |
Как видим, говорить о том, что страховка подорожает, не приходится – можно найти недорогого страховщика, применяющего не максимальный тариф из возможного разбега. Но на изменение стоимости ОСАГО новые тарифы повлияли однозначно.
Как изменится расчёт по возрасту и стажу?
Здесь произошли более заметные нововведения. Теперь расчёт производится не по 4 градациям, как это было ранее, а по целым 56.
Вот эти изменения (в таблице мы выделили, больше стал коэффициент для данной группы водителей или меньше):
Для сравнения, ранее было 4 уровня применяемого коэффициента:
- для лиц старше 22 лет со стажем более 3 лет – 1,
- автолюбителям младше 22 лет со стажем более 3 лет считали коэффициент – 1,6,
- для водителей старше 22 лет, но со стажем менее 3 лет – 1,7,
- если вы младше 22 лет, а ваш стаж вождения менее 3 лет – 1,8.
Порядок оформления электронного ОСАГО со 2 апреля
Кроме того, ещё одно небольшое, но важное изменение по плану должно произойти со 2 числа указанного месяца. При оформлении электронного полиса онлайн владелец авто сможет выбирать страховую компанию.
До изменений система Е-Гарант, обеспечивающая корректную работу е-ОСАГО, сама в случайном порядке перекидывала пользователя на сайт страховых компаний. Таким образом, порой страхователю приходилось покупать страховку у неизвестного ему страховщика, офиса которого могло и не быть в его городе.
А происходило это следующим образом:
- вы заходите на сайт страховой компании для покупки е-ОСАГО,
- заполняете форму, и, если лимит электронных полисов у страховщика закончился, вас перекидывает на сайт РСА, а оттуда перенаправляет случайным образом на сайт другого страховщика,
- в результате вы вынуждены приобрести страховку у новой и, возможно, незнакомой вам организации.
После изменений в электронном ОСАГО порядок будет такой:
- после 2 апреля 2019 года, если у страховщика закончился лимит полисов, вас также перекидывает на сайт РСА,
- но теперь вам предоставлен список страховых, лимит у которых на данный день не исчерпан,
- вы выбираете подходящую и оформляете полис.
Но проблема выбора таким образом не будет решена полностью. Дело в том, что в систему в любом случае будет загружаться пул определённых номеров полисов от разных страховых.
Далее по мере их исчерпывания у конкретной компании выбор страховщиков будет меньше. А для самого последнего пользователя представят только одну страховую. Затем полисы и вовсе закончатся.
И, хотя в РСА обещают загружать новые полисы своевременно, не факт, что это будет работать так, по меньшей мере, первое время.
Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-izmeneniya-vnosyatsya-v-osago-s-1-aprelya-2019-goda-podorozhaet
Смотрите, какая тема — Реформа ОСАГО: Какие будут изменения в тарифах страхования по Указанию ЦБ в 2019 году?
Показать содержание
- Изменения 2019 года коснулись базовых тарифов, новых коэффициентов возраста и стажа, а также правил применения КБМ.
- Несмотря на заверения законодателей уменьшить стоимость страховки для соблюдающих ПДД водителей, наши расчёты показали, что даже самый опытный и безаварийный автовладелец заплатит за полис больше, чем раньше.
Существенные изменения в тарифах ОСАГО действуют с начала 2019 года.
Несмотря на то, что меняются только 3 составляющих стоимости полиса: КБМ, коэффициент возраста и стажа, а также непосредственно базовый тариф, это скажется на повышении цены страховки.
О том, для кого она подорожает, для кого подешевеет, все нововведения, а также таблицу страховых тарифов и новых коэффициентов, примеры расчёта в Москве и регионах мы и приведём в этой статье.
Что за закон об изменении тарифов ОСАГО 2019 года
Просим обратить внимание! В сети распространяется информация об изменениях ОСАГО с 1 и 2 апреля. Это не соответствует правде – под данными новостями подаётся ошибочное понимание нового порядка расчёта безаварийной скидки водителя. Она будет пересчитываться каждое 1 апреля (об этом чуть ниже), а в саму эту дату нововведений никаких не введено.
Это соответствующее Указание Центробанка России, которое пришло на смену устаревшему одноимённому нормативному акту под номером 3384-У, которому без малых 5 лет. Ознакомиться с полным списком изменений правового акта Вы можете в документе ЦБ РФ. Старое Указание Центробанка Вы можете почитать на сайте Гарант.
Конечная стоимость полиса ОСАГО складывается из специальной формулы расчёта – берётся базовый тариф, который затем перемножается на коэффициенты. Последние, в свою очередь, по порядку увеличивают (если коэффициент больше единицы) или уменьшают (если меньше единицы) предыдущий результат расчёта.
Таким образом, цена страховки состоит из следующих составляющих:
- базовый тариф ОСАГО – начальная стоимость в виде суммы от и до на выбор страховой компании, затем он умножается на все нижеследующие коэффициенты по порядку,
- коэффициент города проживания (Москва — самый дорогой),
- КБМ (безаварийная скидка),
- коэффициент возраста и стажа,
- ограниченного/неограниченного полиса ОСАГО,
- мощности,
- сезонности использования автомобиля,
- коэффициент нарушений закона о страховании.
Ниже мы приведём пример расчёта стоимости страховки на основе указанной формулы.
Когда поправки вступают в силу?
Изменения, как мы указали выше, регламентированы Указанием Банка России. 29 декабря ему присвоили номер 53241. В самом указании в пункте 2 прописано, что официально документ вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования, которое произошло 30 декабря 2018 года.
Таким образом, все нижеописанные изменения по реформе ОСАГО вступили в силу 9 января 2019 года.
Вероятно, это не последние принятые поправки в 2019 году. Обо всех нововведениях мы в любом случае будем оперативно узнавать и актуально обновлять данную статью.
Новые тарифы ОСАГО
С начала 2019 действуют изменения по 3 указанным выше составляющим полиса:
- изменения базового тарифа (как в меньшую, так и в большую сторону),
- новые коэффициенты возраста и стажа вождения.
Давайте сравним старые и новые данные по новому закону и выясним, какие изменения для водителей по Указанию ЦБ произошли в 2019 году!
Новые базовые тарифы
Итак, они в целом повысились. А вот почему, Вы поймёте немного ниже, так как формально базовый тариф – это коридор стоимости начальной ставки, а уже конечную ставку из этого коридора страховщик вправе устанавливать самостоятельно. Нужно ли говорить, что это почти всегда будет максимальный тариф, ведь законом это не урегулировано!
Базовые тарифы отличаются для разных категорий владельцев машин и видов самих автомобилей в зависимости от категории прав, которая требуется для управления ими. Давайте в таблице сравним старые и новые тарифы.
Таблица сравнения новых и старых базовых тарифов ОСАГОДля кого? Новый тариф 2019 года Старый тариф
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей | 867-1579 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей | 3432-4118 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей | 2573-3087 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей | 5138-6166 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей | 3509-4211 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей | 5284-6341 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей | 2808-2270 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей | 3509-4211 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей | 5138-6166 рублей |
Как видим, в новых страховых тарифах 2019 года увеличился разбег коридора – то есть у страховых компаний стало больше выбора по установлению начальной ставки стоимости полиса ОСАГО.
На практике же чаще всего применяется максимальный тариф. Да, законодательно предлагается также регулировать и конкретное значение для утверждения страховщиков в этом коридоре – например, при выборе автовладельцем одной страховой компании из года в год, но это пока только предложение, не закреплённое нормативно-правовыми актами.
На основании новых базовых тарифов конечная стоимость страховки уже незначительно вырастает.
Новые коэффициенты стажа и возраста допущенных водителей
Здесь изменение более кардинальное и касается не только корректировки самих коэффициентов, но и количества их градаций. Если раньше таких градаций было всего 4: старше или младше 22 лет плюс менее или более 3 лет стажа, то с 2019 года их аж целых 56!
Таблица сравнения новых и старых коэффициентов возраста и стажа в 2019 году (зачёркнутым указаны старые коэффициенты; зелёный фон – если коэффициент подешевел после изменений, оранжевый – если подорожал)Стаж/возраст 0 лет 1 год 2 года 3-4 года 5-6 лет 7-9 лет 10-14 лет Более 14 лет16-2122-2425-2930-3435-3940-49Старше 50
1,87 1,8 | 1,87 1,8 | 1,87 1,8 | 1,66 1,6 | 1,66 1,6 | — | — | — |
1,77 1,7 | 1,77 1,7 | 1,77 1,7 | 1,04 1 | 1,04 1 | 1,04 1 | — | — |
1,77 1,7 | 1,69 1,7 | 1,63 1,7 | 1,04 1 | 1,04 1 | 1,04 1 | 1,01 1 | — |
1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 1,04 1 | 1,04 1 | 1,01 1 | 0,96 1 | 0,96 1 |
1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 0,99 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 |
1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 |
1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 1,63 1,7 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 | 0,96 1 |
Как видим, для молодых и неопытных водителей коэффициент незначительно повысился, а вот для старших и с большим водительским стажем – стал ещё менее значительно ниже.
Другие изменения
Важные изменения претерпел порядок расчёта коэффициента бонус-малус, который применяется как скидка за безаварийное вождение, хотя может быть и вовсе не скидкой, а привести к существенному удорожанию ОСАГО, если Вы часто попадали в ДТП по своей вине.
Порядок расчёта КБМ изменился в 2019 году следующими тонкостями:
- если у Вас был перерыв в страховании в течение года и более, по новым правилам КБМ не “слетит”; ранее он попросту обнулялся, если Вы долго не страховались или не были вписаны в чей-либо полис,
- в случае, если у водителя в разных страховках (своей и чужой) образовался разный КБМ, то после изменений будет применяться по закону минимальный из них; ранее была возможна путаница,
- установлен час-пик для перерасчёта КБМ – 1 апреля каждого года; до изменений в ОСАГО КБМ рассчитывался и заносился по-новой в базу данных каждый раз при приобретении нового полиса автовладельцем.
Примеры расчёта по новым тарифам ОСАГО
Итак, теперь давайте для примера посчитаем, сколько будет стоить страховой полис, если считать с новыми и старыми тарифами! Для этого возьмём 3 варианта водителей:
- среднестатистического на бюджетном автомобиле,
- неопытного молодого с мощным транспортным средством,
- опытного и пожилого владельца маломощной машины.
Отметим также, что реформирование ОСАГО по заявлениям законодателей имеет одну из целей – чтобы страховка подорожала для нарушающих водителей и подешевела для опытных и соблюдающих ПДД. Вот мы и постараемся выяснить, действительно ли этого достигли законодатели, внеся изменения в ОСАГО в виде новых тарифов и коэффициента в 2019 году.
Среднестатистический расчёт
В нашем примере возьмём жителя Сочи (коэффициент региона проживания – 1,2) с автомобилем Kia Rio мощностью 107 л.с.
(коэффициент мощности – 1,2) и с ограниченным полисом на 1 год, в который вписан только он, и которому 30 лет и 5 лет водительского стажа, а безаварийный стаж у него из них – 3 года (КБМ=0,85).
Базовый тариф здесь и в примерах ниже будем брать максимальный как самый распространённый среди страховых компаний.
Таким образом, стоимость полиса ОСАГО у такого водителя выйдет:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1,04 × 1,2 × 1 = 6290,97 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 1,2 × 0,85 × 1 × 1 × 1,2 = 5040,43 рублей.
Как видим, решающее значение имеет то, что ближе к началу в формуле расчёта – а это именно базовый тариф, который по новым правилам стал существенно выше.
Расчёт для молодого неопытного водителя
Теперь же для примера возьмём водителя из Москвы (коэффициент региона проживания – 2) с автомобилем BMW X5 мощностью 420 л.с.
(коэффициент мощности – 1,6) и с неограниченным полисом на 1 год, которому 21 год и 2 года водительского стажа, но в прошлом году он попал в ДТП по своей вине (КБМ=1,55).
А ещё у него было нарушение ФЗ Об ОСАГО – он подал недостоверные сведения в страховую компанию, что повлекло к занижению стоимости полиса (часть 3 статьи 9 ФЗ).
В данном случае следует учесть, что часть 4 статьи 9 ФЗ-40 предусматривает, что итоговая сумма стоимости страхового полиса не может быть больше, чем в 3 раза базового тарифа, помноженного на территориальный коэффициент. А если применён коэффициент за ложные сведения или содействие наступлению страхового случая, то не может превышать более чем в 5 раз.
Таким образом, если бы не принималось во внимание законное ограничение цены полиса ОСАГО, то получился бы такой расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,87 × 1,6 × 1,5 = 128575,70 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 1,55 × 1,87 × 1,8 × 1,6 = 68751,49 рублей.
Но так как стоимость страховки ОСАГО в нашем примере не может быть больше, чем в 5 раз выше тарифа с территориальным коэффициентом и коэффициентом недостоверных сведений, то получаем такой правильный расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 2 × 1,5 × 3 = 44478 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 2 × 3 = 24708 рублей.
Просто нереальная, но тем не менее, законная сумма по новым тарифам ОСАГО.
Расчёт для опытного водителя
Настало время хороших новостей и минимальных цен на ОСАГО. Для третьего примера берём жителя малого населённого пункта Бурятии (коэффициент региона проживания – 0,6) с автомобилем Renault Logan мощностью 80 л.с. (коэффициент мощности – 1,1) и с ограниченным полисом на 1 год, куда вписан только он, и которому 55 лет, из них 25 лет водительского стажа и 15 лет без аварий (КБМ=0,5).
В итоге получаем следующий расчёт:
- по новым тарифам 2019 года: 4942 × 0,5 × 0,6 × 0,96 × 1 × 1,1 × 1 = 1565,63 рублей,
- по старым тарифам до 2019 года: 4118 × 0,5 × 0,6 × 1 × 1,1 × 1 = 1358,94 рублей.
Как видим из примеров выше, как для самых опытных и безаварийных водителей, так и для нарушающих и неопытных молодых автовладельцев страховка ОСАГО после изменений 2019 года подорожала. Другие дело, что, по сравнению со старыми тарифами, для неопытных она растёт гораздо больше.
Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/izmeneniya-v-zakone-osago/reforma-osago-kakie-budut-izmeneniya-v-tarifah-strahovaniya-po
Изменения ПДД
Подробности Категория: ПДД 12.12.2018
Изменения ОСАГО с апреля 2019 года.
Изменения ОСАГО с 1 апреля 2019 года
С 1 апреля 2019 года вступают в силу изменения в порядке учета коэффициента бонус-малус (КБМ).
Коэффициент бонус-малус будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении.
Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.
Изменения ОСАГО со 2 апреля 2019 года
Со 2 апреля 2019 года водители смогут выбирать страховую компанию для покупки полиса через системы «Е-Гарант» и «Единый агент» со 2 апреля.
Члены внеочередного собрания Российского Союза Автостраховщиков (РСА) проали за возможность давать потребителям выбор страховой компании при покупке полиса ОСАГО через системы гарантирования РСА – «Е-Гарант» для электронных договоров и «Единый агент» для бумажных. Об этом сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев на пресс-конференции по итогам собрания.
РСА отмечает стабилизацию доли продаж электронных полисов ОСАГО по сравнению с общим объёмом продаж на отметке 50%. Этот тренд уже существует 6-7 месяцев.
«Мы видим, что благодаря мероприятиям, которые проводил союз совместно со страховыми компаниями, региональными администрациями и правоохранительными органами, количество страхового мошенничества и средней выплаты снизилось.
Уменьшилось и число клиентов, которые вынуждены были покупать полисы через системы гарантирования, потому что не могли купить их напрямую у страховщиков. Например, в феврале этого года число таких автовладельцев было на уровне 10-15%, а сейчас их доля сократилась до 5%.
Но все равно мы понимаем, что система гарантирования требует модернизации и улучшения. Поэтому мы приняли решение дать страхователям самим выбирать своего страховщика и в «Е-Гаранте», и в «Едином агенте».
Ранее такого выбора сделать было нельзя, потому что страховая компания выбиралась автоматически по номеру паспорта транспортного средства автовладельца», – заявил он.
Представитель РСА пояснил, что в эти две системы будет загружаться определённое количество полисов (сейчас в день продается примерно 3 тысячи). Каждая из 50 компаний, имеющих лицензию на осуществление страхования по ОСАГО, будет представлена в этих системах, количество их полисов в системе будет равно федеральной доле страховщика на российском рынке по этому виду страхования.
«Человек, который перейдёт к нам на страницу РСА, сможет увидеть список всех компаний и выбрать из него свою. Туда будут загружаться полисы всех компаний, но по ходу продажи будут исчезать из системы.
Например, с утра автовладелец сможет выбрать из всех 50 компаний, к 12 часам дня их останется уже 30, а к вечеру 5. Как только будут проданы все полисы из системы, тут же будет загружена новая порция.
Если окажется, что потребность в покупке полисов значительно больше, чем мы можем предложить, то мы увеличим количество траншей или их объем», – сказал представитель РСА.
Евгений Уфимцев отметил, что такая возможность выбора страховщика в системах гарантирования появится со 2 апреля 2019 года. Это связано с тем, что РСА нужно будет подготовить информационную систему. Отсрочка в три месяца нужна и для того, чтобы новая система выбора вступила вместе с первым этапом реформы по либерализации тарифов в ОСАГО.
«Предоставление выбора страховщика в системах гарантирования потребует внесения изменений в наши системы.
На это потребуется время, потому что РСА одновременно нужно подготовиться к старту реформы ОСАГО с изменениями расчетов коэффициентов «бонус-малус» и «возраст-стаж», полноценному запуску мобильного приложения с электронным извещением, плюс ещё у нас есть идеи по модернизации Бюро страховых историй. Пока мы живём в старой системе и готовимся к вводу новой в апреле. Мы считаем, что это существенный шаг вперёд в пользу потребителя», – пояснил он.
Система «Е-Гарант» была запущена 17 августа 2017 года для обеспечения заключения электронных договоров ОСАГО. В ней реализована возможность заключения договоров с использованием площадки РСА. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребитель перенаправляется на закрытую часть сайта РСА.
При этом туда же отправляется заполненное потребителем на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными. На сайте союза по номеру паспорта транспортного средства определяется страховая компания, с которой предлагается заключить договор далее.
Затем производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего страхователь получает полис на адрес своей электронной почты.
Также одновременно в ряде проблемных регионов действует система «Единый агент», работа которой началась с середины 2016 года. Продажи через систему «Единого агента» предусматривают использование метода случайной выборки страховщика по номеру техпаспорта автомобиля. В настоящее время система работает в 16 «токсичных» регионах России.
Источник: https://avtospravochnaya.com/pdd/11940-izmeneniya-osago-s-aprelya-2019-goda
Все коэффициенты ОСАГО в 2019 году
2019 год ознаменуется введением новых коэффициентов по ОСАГО. Изменения призваны сделать тарифную сетку обязательной «автогражданки» гибкой и повысить ответственность водителей, которые в последнее время стали чаще пренебрегать законом, предпочитая экономить на полисе ОСАГО.
В статье будут рассмотрены основные составляющие тарифа по данному виду страхования и изменения, которые их ожидают.
Базовые ставки ТБ. Тарифный коридор
С 2019 года Центробанк России вводит новые минимальные и максимальные уровни базовой ставки ТБ. Они составят:
- для мотоциклов (категории А, М): 694 р. – min и 1407 р. – max;
- для легковых автомашин (категории В, ВЕ):
— для частных владельцев и ИП: 2746 р. – min и 4942 р. – max;
— для организаций: 2058 р. – min и 2911 р. – max;
— для такси: 4110 р. – min, и 7399 р. – max;
- для грузовиков (категории С, СЕ):
— до 16 тонн: 2807 р. – min и 5053 р. – max;
— более 16 тонн: 4227 р. – min и 7609 р. – max;
- для автобусов (категории D, DE):
— менее 16 пассажирских мест: 2246 р. – min и 4044 р. – max;
— более 16 пассажирских мест: 2807 р. – min и 5053 р. – max;
— маршрутные такси: 4110 р. – min и 7399 р. – max;
- для троллейбусов (категория Tb): 2246 р. – min и 4044 р. – max;
- для трамваев (категория Tm): 1401 р. – min и 2521 р. – max;
- для тракторов, самоходного дорожно-строительного и прочего транспорта: 899 р. – min и 1895 р. – max.
КБМ. Коэффициент бонус-малус
Коэффициенты Бонус-Малус применяются в ОСАГО для уменьшения или увеличения страховой премии. Они зависят от качества вождения страхователя в прошедшие страховые периоды. Если он не являлся виновником ДТП, то стоимость страховки снижается, если он причинял ущерб третьим лицам один или несколько раз, то в следующий раз полис ОСАГО для него будет дороже.
В 2019 г. минимальный коэффициент будет равняться 0,5. Максимальное значение КБМ составит 2,45. Конкретный расчет коэффициента для каждого страхователя производится по таблице, где учитывается количество страховых выплат и КБМ за прошлый страховой период.
КТ. Территориальный коэффициент
Территориальный фактор является одним из определяющих при расчете страховой премии. Территориальные коэффициенты могут быть разными в зависимости от региона страны. В 2019 г., как и в прежние годы, величина КТ будет зависеть от среднего уровня аварийности в том или ином регионе.
Для частников и индивидуальных предпринимателей данный коэффициент устанавливается, исходя из указанного в паспорте места регистрации. При выдаче полиса ОСАГО организации учитывается ее юридический адрес.
Для тех, кто не имеет прописки в Российской Федерации, в 2019 году предусмотрен территориальный коэффициент, равный 1,7. Подробные таблицы территориальных коэффициентов 2019 года опубликована по этой ссылке.
КВС. Коэффициент возраста и стажа
КВС — величина, которая может увеличить или уменьшить цену полиса ОСАГО для автомобилистов конкретного возраста и с определенным водительским стажем.
В 2019 г. число коэффициентов КВС увеличится до 50, все они будут располагаться в диапазоне 0,96-1,87. Наибольшая надбавка предусмотрена для молодых и неопытных водителей – автомобилистов возрастом до 21 года со стажем до 2 лет. Минимальный коэффициент получат те, кто старше 30 лет и водит машину не менее 10 лет.
Коэффициент КО
По желанию страхователя ОСАГО может оформить без ограничений или с указанием лиц, которые могут быть допущены к пользованию автомобилем. В этих случаях КО составит 1,87.
Если полис оформляется на одного водителя, то коэффициент равен 1.
Коэффициент КС
В 2019 г. за страхователями сохранится право использования понижающего коэффициента, если он не планирует ездить на своем автомобиле весь год. КС снизит стоимость ОСАГО в зависимости от числа месяцев, в которые водитель будет пользоваться своим ТС.
Минимальный страховой период равен 3 месяцам, тогда понижающий коэффициент составит 0,5. При эксплуатации автомобиля более 10 месяцев КС составит 1. Этот бонус предоставляется только для тех автомашин, которые зарегистрированы в России.
Коэффициент КП
Это аналог КС, но он действует только по отношению к автомобилям, зарегистрированным за пределами РФ. В 2019 г. владельцам таких транспортных средств предоставляются более расширенные и более удобные варианты: например, они могут выбрать сроки 5-15 дней, 16-30 дней, 2 месяца.
Минимальный коэффициент составляет 0,2, максимальный – 1.
КМ. Коэффициент мощности
КМ – поправочный коэффициент, который напрямую зависит от мощности двигателя ТС. Минимальное значение – 0,6 – предусмотрено для транспортных средств мощностью не более 50 л. с. Максимальный КМ будет применен к машинам мощностью более 150 л. с.
Если при оформлении ОСАГО выясняется, что в ПТС мощность не указана, то используется официальный каталог производителя для установления данного параметра. Если мощность двигателя прописана в киловаттах, она пересчитывается в лошадиные силы (1 кВт равен 1,35962 л. с.).
КН. Коэффициент нарушений
КН – это надбавка, предусмотренная для нарушителей. Если водитель ранее нарушал правила страхования (Закон об ОСАГО, ст. 9, п. 3), то в 2019 г. его ждет увеличение страховой премии в 1,5 раза.
КПр. Коэффициент прицепа
КПр – это коэффициент для водителей, которые эксплуатируют ТС с прицепом. Его величина зависит от категории транспортного средства и может составлять от 1 до 1,4.
Мы рассмотрели все возможные варианты коэффициентов, которые будут применяться в 2019 году для расчета страховой премии по ОСАГО. Знание правил их использования и корректная езда помогут водителям сэкономить и обеспечить себя поддержкой на случай непредвиденной ситуации на дороге.
Источник: https://OsagoOnline.ru/koeffitsienty-osago-v-2019-godu/
Таблица коэффициентов территории ОСАГО в 2018 году по регионам — территориальные коэффициенты ОСАГО
Для стабилизации ситуации введен новый территориальный коэффициент ОСАГО с 12 апреля 2015 года. В некоторых регионах он был снижен, а в областях, где страховщики пытались всячески уклониться от ОСАГО из-за убыточности, наоборот, повышен.
Так, максимально территориальный коэффициент вырос в Мордовии и Камчатском крае, а в Магаданской области – снизился на 41%.
Таблица территориальных коэффициентов ОСАГО 2015
При расчете стоимости ОСАГО территория, которой соответствует свой коэффициент, определяется следующим образом:
- Для юридических лиц – по месту регистрации автомобиля.
- Для физических лиц – по месту жительства владельца транспортного средства.
Несмотря на то, что изменение территориального коэффициента ОСАГО повлияло на стоимость полиса, а в большинстве регионов итоговая сумма значительно возросла, актуальность страховки остается на прежнем уровне.
ПОЛИС ОСАГО = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН х КП, где
ТБ — Базовый страховой тариф;
КТ — Территориальный коэффициент;
КБМ — Коэффициент бонус-малус;
КВС — Коэффициент возраст-стаж;
КО — Ограничивающий коэффициент;
КМ — Коэффициент мощности двигателя;
КС — Коэффициент сезонности;
КН — Коэффициент нарушений;
КП — Коэффициент срока страхования.
С 12 апреля 2015 года Правительством были установлены новые коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО. За страховыми компаниями осталось право самостоятельно устанавливать тариф в пределах «тарифного коридора». Cтоимость полиса выросла, потому что в формуле расчета стоимости ОСАГО изменились ТБ и КТ, которые привели к повышению полиса ОСАГО.
Количество водителей
Число допущенных к управлению автомобилей лиц также напрямую влияет на итоговую стоимость. Данный показатель именуется коэффициентом открытого пользования.
Характеристика страхового полиса | Коэффициентный показатель |
Ограниченный | 1,0 |
Неограниченный | 1,8 |
Возраст и стаж
Сведения для расчета общего стажа берутся из водительских прав. В них указывается информация о дате получения удостоверения конкретной категории.
Стаж | Коэффициентный показатель (в зависимости от возраста) |
До 3 лет | От 1,70 до 1,80 |
Более 3 лет | От 1,0 до 1,6 |
Мощность двигателя
Данный показатель напрямую зависит от мощности автомобиля – чем она ниже, тем меньше будет коэффициент. Для определения мощности используется информация, указанная в техническом паспорте автомобиля.
Мощность двигателя (в лошадиных силах) | Коэффициентный показатель |
До 50 | 0,60 |
До 70 | 1,0 |
До 100 | 1,10 |
До 120 | 1,20 |
До 150 | 1,40 |
Более 150 | 1,60 |
Прицеп
Данный коэффициент учитывается только в том случае, если соответствующий страховой договор предусматривает управление транспортным средством с прицепом.
Резкое удорожание страхового полиса ОСАГО
Согласно статистике, стоимость ОСАГО за последний год в большинстве регионов возросла в среднем на 40%, а в некоторых цифра увеличилась на все 100%. Причин можно выделить несколько:
- Увеличение лимита выплат за нанесения вреда здоровью. Максимальная сумма, которую может получить пострадавшая в ДТП сторона, составляет 500 тысяч рублей:
- Удорожание запчастей на машину.
- Стабильная стоимость полиса на протяжении 11 лет, несмотря на инфляцию и рост цен.
Нерентабельность полиса для страховых компаний, которые часто входили в минус, предоставляя соответствующие услуги.
Из-за несбалансированности территориальных коэффициентов в некоторых регионах страховые компании под любым предлогом отказывались от предоставления услуг по оформлению полиса ОСАГО.
Расчет стоимости ОСАГО в 2018 году онлайн
Много региональных офисов было вынуждено свернуть свою деятельность. Чтобы хоть как то удержаться на плаву, страховщики навязывали обязательные условия клиентам, обратившимся для оформления обязательного страхования.
Напомню, что базовые тарифы (ТБ) обязательны для всех регионов России и зависят от типа транспортного средства. ТБ устанавливает Центробанк России, и страховые компании не имеют права менять ТБ, установленные ЦБ России.
Для легковых автомобилей категории В (подробнее про категории авто здесь) размер страхового тарифа (ТБ) различается по принадлежности автомобиля физическому или юридическому лицу.
При выборе компании для страхования в рамках ОСАГО необходимо опираться, в первую очередь, на ее надежность, ведь базовые тарифы и коэффициентные показатели для каждой страховой организации имеют стандартизированный вид. О том, насколько можно довериться той или иной компании можно сделать вывод на основании актуальной информации о современной деятельности организации на рынке.
Необходимо получить информацию об общем количестве страховых случаев, о факте возмещения компанией всех убытков в полном размере и о том, были ли судебные разбирательства между клиентом и страховой организацией.
Также, на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков, можно получить достоверные сведения о недобросовестных компаниях, у которых приостановлено действие соответствующей лицензии.
Также на сайте Союза можно узнать перечень основных страховых компаний, которые пользуются авторитетом как у экспертов, так и у рядовых обывателей. На основе всей этой информации можно составить собственную точку зрения о той или иной организации, с которой в дальнейшем можно сотрудничать по ОСАГО без возможных непредвиденных ситуаций.
Нормативы, по которым устанавливают Кт
Среди законодательных актов, которыми регулируются все аспекты, связанные с полисами ОСАГО, являются:
- ФЗ «Об ОСАГО» (№40 от 25.04.2002г.). Этот документ определяет порядок расчетов страховых премий (с применением в расчетах не только ставок базовых, но и различных коэффициентов);
Источник: https://kosago.ru/osago/koeffitsient-kt-osago-tablitsa/
Таблица коэффициентов ОСАГО по регионам
Время чтения: 15 минут
Стоимость ОСАГО складывается из множества составляющих, которые рассчитываются в соответствии с различными факторами. Сегодня мы поговорим о региональных коэффициентах для расчета страхования ОСАГО на 2019 год, а также рассмотрим, что еще нужно обязательно учитывать при оформлении полиса.
Коэффициент по городам по ОСАГО
Коэффициент по городам (коэффициент территории) зависит только от того, где зарегистрирован владелец транспортного средства (ТС), на которое оформляется ОСАГО. Согласно таблице коэффициентов территории (КТ) ОСАГО в 2019 году, бывает и так, что два города находятся рядом друг с другом, но при этом размер коэффициента отличается в разы.
Чтобы хоть как-то сэкономить имеется один способ, однако не всем он может подойти. Смысл состоит в том, чтобы зарегистрировать автомобиль не на себя, а на ближайших родственников или близких друзей, которые проживают на территории с меньшим коэффициентом.
Но всегда имеются недостатки, которые могут загубить вашу идею. Итак:
-
Родственники или друзья, даже если вы им доверяете, начинают проявлять свою наглость, когда дело касается дорогостоящего имущества. Следовательно, спустя какое-то время они могут просто затребовать ваш автомобиль в свою собственность и даже обратиться для этого в суд.
-
Еще одна проблема, которая может возникнуть – смерть родственника. В данном случае доверенность автоматически аннулируется, что приведет к тому, что в течении полугода нельзя пользоваться автомобилем, так как вступление в наследство длится именно 6 месяцев. Конечно же, если наследники получат ТС, не факт, что они его вам отдадут.
Для того чтобы определить размер базового коэффициента по ОСАГО в 2019 году в вашем регионе, существует действующая таблица территориальных коэффициентов.
Коэффициент количества водителей по ОСАГО в 2019 году
Количество водителей также имеет свое влияние на стоимость страховки. Данный коэффициент называется «Коэффициент открытого полиса» (КО). Никогда не обращали внимания на то, что неограниченная страховка выходит дороже, чем ограниченная?
Сейчас вы поймете, почему так.
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению ТС Коэффициент
Ограниченное ОСАГО | 1 |
Неограниченное ОСАГО | 1,8 |
Как видно из таблицы, разница между двумя видами страховки все же есть. Если нет необходимости в неограниченном страховании, лучше будет оформить ОСАГО с ограниченным количеством лиц.
Коэффициент возраста и стажа
Как вы уже поняли, любые мелочи влияют на размер коэффициента. КВС (коэффициент возраста и стажа) не является исключением.
Данные для расчета стажа берутся на основании водительского удостоверения. В нем указана дата получения той или иной категории, с которой начинается отсчет.
При определении стажа вождения используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.
Пункт 2 Примечания к части 4 Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384 – У
«Выигрывают» в данной ситуации те, у кого права появились по достижению совершеннолетия.
Возраст и стаж водителя ТС Коэффициент
До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,8 |
Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно | 1,7 |
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет | 1,6 |
Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет | 1 |
Коэффициент ОСАГО по мощности двигателя в 2019 году
Чем «слабее» будет ТС, тем ниже будет коэффициент мощности (КМ).
Мощность двигателя (лошадиных сил) Коэффициент
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |
Для того чтобы определить мощность транспортных средств, берутся данные из ПТС или СТС. Если в данных документах информация содержится в киловаттах, то производится перерасчет в соотношении 1кВт = 1,35962 л.с.
При определении мощности двигателя транспортного средства используются данныепаспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства.
Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
Примечание к части 5 Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384 – У
Коэффициент прицепа по ОСАГО в 2019 году
Данный коэффициент назначается только в том случае, если в договоре страхования будет отмечен пункт: «Управление транспортным средством с прицепом».
Прицеп в зависимости от типа и назначения ТС Коэффициент
Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам | 1,16 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,40 |
Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски | 1,25 |
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей | 1,24 |
Прицепы к другим типам (категориям) и назначению ТС | 1 |
Напоминаю, данный коэффициент учитывается только в том случае, если у вас имеется прицеп и вы управляете ТС вместе с ним.
Коэффициент периода использования в 2019 году
Данный коэффициент (КС) рассчитывается на основании периода эксплуатации ТС. Дачникам или тем, кто пользуется своим транспортом всего несколько месяцев в году из-за погодных условий, данная таблица покажет насколько можно сэкономить, установив период использования.
Период использования ТС Коэффициент
3 месяца | 0.5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев и более | 1 |
Коэффициент срока страхования (КП)
Оформить страховку можно на любой период. Однако ОСАГО на 20 дней можно оформить только в том случае, если автомобиль следует для регистрации или оформления страховки в другое место.
Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации Коэффициент
От 5 до 15 дней | 0.2 |
От 16 дней до 1 месяца | 0,3 |
2 месяца | 0,4 |
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0.8 |
8 месяцев | 0.9 |
9 месяцев | 0.95 |
10 месяцев и более | 1 |
Если вы оформляете ОСАГО на двадцатидневный период по причине перегона авто, то в этом случае устанавливается коэффициент 0,2.
Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства, составляет до 20 дней включительно, и в этом случае применяется коэффициент КП – 0,2.
Примечание к части 8 Указания Банка России от 19.09.2014 года № 3384 – У
Коэффициент нарушений (КН) в 2019 году
В данном случае существует всего два значения 1и 1,5, причем последний применяется только в одном из нижеперечисленных случаев.
-
Предоставил заведомо ложные показания в отношении своего возраста или стажа, дабы снизить стоимость предыдущего полиса;
-
Умышленно создал факт ДТП;
-
Целенаправленно нанес вред здоровью или жизни пострадавшего;
-
В момент наступления страхового случая (ДТП), водитель находился в состоянии алкогольного опьянения;
-
Водитель был лишен прав;
-
Водитель скрылся с места ДТП;
-
Водитель, который управлял автомобилем в момент совершения ДТП, не был вписан в страховку;
-
ДТП произошло в период, не указанный в полисе ОСАГО;
-
Для транспорта, перевозящего людей и опасные грузы, имеется еще один фактор – окончен срок действия диагностической карты.
В любом случае, при нарушении данных правил, придется нести административную ответственность, но плюс ко всему, это еще и повышает размер стоимости ОСАГО.
Обжалование коэффициентов по ОСАГО
С недавних времен появилась единая база АИР РСА, которая содержит в себе страховую историю каждого водителя, который оформил ОСАГО.
Но даже это не остановило недобросовестных страховщиков, которые продают людям с «чистой» историей страховку, у которой коэффициент составляет 1. Как правило, при обнаружении данной ошибки в фирме сообщают, что в базе отсутствует информация, после чего разводят руками.
Люди уходили, но большинство оставалось, так как в некоторых регионах выбор страховых компаний просто отсутствовал.
Если вы страхуетесь не первый год, при этом за все время страховой случай не наступал, обязательно сверяйте свои коэффициенты.
В том случае, если вам не повезло и вы «нарвались» на недобросовестную компанию, следует обязательно подать жалобу сразу в две инстанции: РСА и Центробанк. На основании базы РСА, в которой хранятся данные за несколько лет, дело будет тщательно изучено, после чего справедливость обязательно восторжествует.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Дата обновления: 12 апреля 2017 г.
9.3 из 10
Проало 7
Источник: https://zakon-auto.ru/osago/kojefficienty-osago.php