Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.
Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.
Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.
ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Предприниматели могут использовать:
- Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
- Упрощенный режим (УСН).
- Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
- Патент (ПНС).
Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.
Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.
Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:
- Объем планируемых заказов.
- Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
- Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.
Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.
Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.
Содержание
- 0.1 Общеустановленная система налогообложения
- 0.2 Упрощенная система
- 0.3 Вмененный доход
- 0.4 Дополнительный документооборот
- 1 Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
- 1.1 Грузоперевозки и ведение учета
- 1.2 Владелец транспорта
- 1.3 Переход права собственности
- 1.4 Учет грузоперевозок: признание расходов
- 1.5 Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
- 1.6 Законодательство о бухгалтерском учете включает:
- 1.7 В чем же именно проявляется разница?
- 1.8 Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
- 1.9 Бухгалтер — профессия творческая
- 2 Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году пошаговая инструкция
- 3 Налогообложение в грузовых перевозках для ИП
Общеустановленная система налогообложения
Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.
Положительные стороны применения вида учета для ИП:
- Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
- Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.
Отрицательные стороны ведения ОСН:
- Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
- Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.
Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.
При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.
Упрощенная система
Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.
Положительные стороны применения УСН:
- Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
- Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
- Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.
Отрицательные стороны использования УСН:
- Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
- Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.
Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.
Вмененный доход
ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.
Плюсы применения ЕНВД:
- Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
- Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.
Минусы применения ЕНВД:
- Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
- Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.
При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.
Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.
Дополнительный документооборот
Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.
Необходимо обеспечить:
- Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
- Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
- Ведение книг учета выданных путевых листов.
- Заключение договоров транспортной экспедиции.
Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.
Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.
Источник: http://IPprof.ru/nalogi/vybor-sistemy-nalogooblozheniya-dlya-ip-gruzoperevozki.html
Документооборот и особенности учета: автомобильные грузоперевозки
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе.
При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.
2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы.
Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду.
Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п.
2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ).
Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой.
А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.
06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г.
пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.
1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
лекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.
лекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс.
В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования.
Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г.
«О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР.
Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.
1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов.
В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии.
До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них – письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ).
Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ.
Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст.
3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств.
Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/405
Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году пошаговая инструкция
Грузоперевозки являются одной из самых популярных сфер бизнеса в России. Несмотря на то, что наиболее распространённой формой налогообложения для грузоперевозок является ЕНВД, ПСН, созданная в 2013 году, набирает большую армию приверженцев среди бизнесменов.
Похожие по сути, но разные по основным характеристикам, формы ставят будущих предпринимателей перед вопросом: какая система налогообложения лучше для ИП, занимающихся грузоперевозками.
О том, как открыть ИП на грузоперевозки и особенностях налогообложения расскажет статья.
Как открыть ИП по грузоперевозкам в 2019 году: с чего начать, пошаговая инструкция
Чтобы начать официальную деятельность по грузоперевозкам в 2019 году необходимо пройти стандартную процедуру регистрации ИП. Получать лицензию не требуется, если не планируется осуществление транспортировки опасных веществ.
Для регистрации потребуется предоставить:
- заявление Р21001, актуальный образец представлен на сайте налоговой службы. Важно правильно заполнить бланк;
- квитанцию, подтверждающую факт уплаты госпошлины (800 руб.);
- копию паспорта и ИНН (при наличии).
Процедура регистрации ИП для грузоперевозок состоит из нескольких этапов:
- Сбор документов.
- Передача комплекта документов органамналоговой инспекции. Разрешено несколько способов: лично, почтой (заказным письмом с приложением 2-х экземпляров описи) или электронно (через портал Госуслуги, обязательно иметь ЭЦП – электронно-цифровую подпись и подтверждённый аккаунт). Также закон позволяет привлечь доверенное лицо для представления интересов в госорганах.
- Проверка корректности и комплектности документов органами фискальной службы.
- Регистрация ИП. Процедура считается завершённой после внесения сведений в ЕГРИП.
При заполнении заявления на регистрацию, будущий предприниматель должен указать коды ОКВЭД, отражающие направление будущей деятельности. С 2016 года грузоперевозки отражаются с помощью кодов 49.
4 (включает все виды перевозок, в том числе легковым транспортом и фурами, кроме ж/д), 49.41 (перевозка всех видов грузов, включая опасные и специальные), 49.42 (услуги по перевозке, например, переезд).
Разрешено выбрать основной вид деятельности и дополнительные (в неограниченном количестве).
Процедура регистрации занимает до 5 рабочих дней, однако по итогу может быть принято отрицательное решение.
В подобных случаях органы налоговой службы уведомляют заявителя в письменном виде с подробным разъяснением причин, после устранения которых документы подаются вновь, госпошлина оплачивается повторно.
Налогообложение по грузоперевозкам
В момент регистрации предприниматель должен сообщить о выбранной системе налогообложения, в противном случае «автоматически» будет применяться ОСН. О том, какую систему налогообложения выбрать для удобства и выгоды предприниматель, занимающийся грузоперевозками, должен подумать заранее.
Для этого, необходимо ознакомиться с формами налогообложения, доступными предпринимателям в сфере грузоперевозок:
- ОСНО – общий режим является наиболее сложным для ИП как по размеру налоговых платежей, так и ведению отчётности. Подразумевает уплату НДФЛ, НДС, имущественных налогов, причём по каждому необходимо подавать декларацию. Чтобы правильно рассчитать сумму налога, вести учёт и отчётность необходимо обладать профессиональными навыками бухгалтера. Преимуществом использования является возможность работы с контрагентами, которые являются плательщиками НДС и отсутствие ограничений по выручке, единицам транспорта;
- УСН – имеет критерии для применения. Позволяет выбрать налогооблагаемую базу «доходы» или «доходы минус расходы», по ставке 6 и 15% соответственно. Отчётность состоит из КУДиР и ежегодной подачи декларации;
- ЕНВД – применение «вменёнки» допустимо, если количество машин в парке не превышает 20 единиц, а количество работников 100 человек. Ставка налогообложения 15% уплачивается с вменённого дохода, рассчитываемого исходя из физических показателей и установленных значений доходности для каждой отрасли. Список отраслей, которые имеют право применения ЕНВД, утверждают муниципальные власти. Декларация сдаётся каждый квартал;
- ПСН – декларации не сдаются, но необходимо вести учёт доходов.
Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог. При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается.
Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение Независимо от выбранного режима, ИП, избравший по направлению грузоперевозки, обязан уплачивать транспортный налог.
При уплате имеет значение факт принадлежности автомобиля – арендованный транспорт налогом не облагается.
Также, независимо от формы налогообложения и присущей ей отчётности, предпринимателю необходимо контролировать заполнение и ведение путевого листа – первичного документа, который используется для учёта автотранспорта и расчётов с водителями. Документ тщательно проверяется сотрудниками ГИБДД.
Установленный законом образец путевого листа отсутствует, закреплены лишь сведения, которые он должен содержать.
Что такое ПСН
ПСН – патентная система налогообложения – это один из специальных режимов, заменяющий несколько налогов (НДФЛ, НДС, имущественный) оплатой фиксированной стоимости патента, расчёт которой осуществляется без привязки к фактически полученным доходам.
Ставка 6%. ПСН имеет следующие характеристики, которые можно причислить к преимуществам:
- стоимость патента фиксирована, а значит, нет необходимости самостоятельного расчёта налоговых платежей;
- приобретать патент возможно на срок от 1 до 12 мес.;
- не требуется подавать декларацию;
- разрешено работать без ККМ – заменой является бланк строгой отчётности, фиксирующий факт оплаты наличкой или безналом. Однако в 2017 году Правительство инициировало переход к онлайн-кассам, ИП на ПСН получили отсрочку до 1 июля 208 года;
- предусмотрено использование пониженных ставок при отчислении взносов за работников, исключение: ИП, занимающиеся предоставлением услуг в сфере общепита, торговлей, арендой имущества.
Список отраслей, подпадающих под применение патента, а также возможность применения «налоговых каникул» утверждается муниципальными органами власти.
ПСН имеет и другие характеристики, которые нельзя отнести к преимуществам:
- площадь занимаемого бизнесом помещения не должна превышать 50 кв.м.;
- ограниченное количество направлений деятельности;
- количество наёмных работников – не более 15;
- уменьшить стоимость невозможно;
- необходимо вести учёт с помощью КУДиР по каждому направлению отдельно;
- общий совокупный доход ИП не должен превышать 60 млнр.;
- по каждому направлению деятельности необходимо приобретать отдельный патент.
Оплата патента сроком действия до 6 месяцев осуществляется единовременно, до окончания срока действия.
Если срок выше, то разрешено делить взносы на три части:
- 1-й взнос в первые 3 мес.;
- оставшиеся до окончания срока.
Расчёт стоимости в 2019 году осуществляется по формуле: базовая доходность (сведения содержатся на сайтах субъектов РФ) х 6%. Совершить переход на ПСН возможно при регистрации или по заявлению, подать которое необходимо в налоговую службу не позднее, чем за 10 дней до начала применения спецрежима.
Ходатайство о продлении применения патента необходимо подавать до 20 декабря (до первых чисел января, если срок действия предыдущего был год). Подаётся обращение в ИФНС по месту регистрации или в органы того региона, где планируется ведение бизнеса.
Учёт осуществляется в КУДиР, где обязательно указать все доходы, полученные за налоговый период применения ПСН.
Патент действует только в пределах региона оформления. Однако если ИП занимается междугородними перевозками и договор с клиентом заключён в регионе регистрации, а вдругом находится лишь конечный пункт поездки, приобретать патент в другом регионе не требуется.
Патент для ИП в сфере грузоперевозок
Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать для ИП, занимающихся грузоперевозками, необходимо сравнить между собой две наиболее популярные и похожие формы: ЕНВД и ПСН. Применение патента имеет одну важную особенность: если в парке имеется два и более транспортных средств, то приобретать патент необходимо на каждое из них.
Если условие не выполнено, ПСН будет совмещён с другим режимом, например, УСН. В отличие, от ЕНВД (максимальное количество транспорта – 20 единиц, включая собственные и арендованные), патент не имеет ограничений на количество единиц транспорта.
Но «вменёнка» имеет преимущество в виде отсутствия ограничений по виду деятельности и требованиям к пороговому значению дохода. Различия присутствуют и в налогооблагаемой базе (вменённый доход по ЕНВД, предполагаемый – ПСН) и в процентной ставке (15 и 6% соответственно).
Так, в качестве примера можно произвести расчёт стоимости патента: ИП Пушкин занимается грузоперевозками в Москве, в парке 5 единиц, грузоподъёмность 1 тонна.
Исчисление стоимости патента:
- Определение потенциального дохода. Базовая доходность региона для транспорта менее 3,5 тонн равна 600 000 р. БД = 600 000 х 5 = 3 000 000 р.
- Расчёт годовой стоимости патента: 3 000 000 х 6% = 180 000 р.
- На квартал: 3 000 000 х 6% х 3/12 = 45 000р.
Итог:патент на грузоперевозки для ИП 2019 стоимость за одну единицу в год в Москве – 36 000 руб. или 3 000 руб. в месяц. Для расчёта ЕНВД потребуется больше информации, коэффициенты К1 (устанавливается федеральной властью, в 2019 г. составляет 1,798) и К2 (зависит от региона деятельности), а также количество транспорта.
Вменённый доход для грузоперевозок – 6 000 р. на одну единицу. Пример по одному транспорту в Москве: 6 000 х 1 (количество транспорта) х 1,798 х 1 (К2 для Москвы) х 15% х 3 = 4 854 рублей.
Таким образом, при небольшом автопарке, немногочисленном персонале и договоров, ограниченных по сроку, применение ПСН поможет значительно снизить уровень налоговой нагрузки и упростить документооборот.
Нет необходимости заниматься расчётом стоимости патента. Полная стоимость указана на сайте субъектов РФ. Помимо этого, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте https://patent.nalog.ru/info/. Доступен расчёт всем пользователям, в том числе, незарегистрированным.
Для подсчёта стоимости требуется:
- Выбрать текущий период, а также срок использования.
- Выбрать УФНС. При выборе г. Москва потребуется уточнить муниципальное образование.
- Вид деятельности: оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
- Указать грузоподъёмность.
Калькулятор не только произведёт расчёт стоимости, но и укажет количество и размер платежей. Оплата доступна на сайте ФНС, там же можно распечатать квитанции.
Для оформления патента действующим ИП необходимо пройти несколько шагов:
Переход к применению патента не является основанием «автоматического» прекращения применения действующей формы налогообложения, чтобы сняться с учёта потребуется составить обращение.
Предприниматель может быть снят с учёта ПСН в нескольких случаях:
- по собственной инициативе;
- утрате права применения: превышение дохода, штата, смена сферы деятельности;
- до конца срока действия осталось 10 дней, а заявка на продление не подана.
Стоит помнить, что предприниматели при ПСН не освобождаются от уплаты страховых взносов «за себя» и персонал.
Открывая ИП с целью предоставления услуг перевозки грузов, важно осуществить предварительный анализ будущего бизнеса. Однако, можно отметить, что универсальной схемы по применению того или иного режима не существует.
Каждый предприниматель перед приобретением патента на грузоперевозку, должен тщательно проанализировать: планируемый размер дохода, количество сотрудников и единиц транспорта. Полученные показатели сравниваются с итогами расчётов по другим формам налогообложения, после чего принимается решение.
При этомстоит учитывать требования к отчётности, насколько они посильны для бизнесмена, не потребуется ли привлечение дополнительных сил и финансовых издержек. Действующим предпринимателям выбор сделать проще, так как есть с чем сравнить преимущества и недостатки.
Источник: https://tvoeip.ru/nalogi/sistemy/patent-na-gruzoperevozki
Налогообложение в грузовых перевозках для ИП
Грузоперевозки – вид деятельности, осуществляемый с использованием собственного или взятого во временное пользование транспорта. Является одним из наиболее популярных в России видов бизнеса.
Можно ли законно заниматься грузоперевозками без оформления ИП или ООО? Нет, для легального оказания этой услуги необходимо зарегистрировать бизнес и подобрать оптимальный налоговый режим.
Зная плюсы и минусы всех возможных для ИП систем налогообложения, предприниматель может решить, какую из них лучше выбрать в конкретном случае.
Системы налогообложения для ИП в сфере грузоперевозок
Для легализации бизнеса грузоперевозок предприниматель может выбрать один из следующих налоговых режимов:
- ОСН – общеустановленная система налогообложения;
- УСН – упрощенный режим;
- ЕНВД – форма с единым налогом на вмененный доход;
- ПСН – патентная система налогообложения.
При решении вопроса, какой вид налогообложения выбрать, учитывают существующие ограничения по количеству транспортных единиц, работников, объему выручки, возможности сочетания двух систем.
Плюсы и минусы общеустановленной системы налогообложения
Этот режим – один из наиболее сложных, с точки зрения учета. Его обычно выбирают предприниматели, у которых в получении дохода участвует значительное количество транспорта и персонала. Для ОСН характерны следующие преимущества:
- Ограничения по количеству техники, персонала, размеру выручки отсутствуют. Эта особенность часто используется для уменьшения налоговой нагрузки.
- Можно оказывать услуги по грузоперевозкам для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих с использованием общеустановленной системы налогообложения с уплатой НДС.
Минусы режима:
- Необходимо оформить большое количество документации, подтверждающей расходы.
- Для ведения правильной отчетности необходим бухгалтер с профессиональными навыками.
- Обязанность уплаты НДС. Однако если перевозчик не планирует оказывать услуги компаниям с обязательствами по НДС, то от уплаты НДС можно отказаться. Для отказа подают заявление на освобождение в ИФНС. Освобождение необходимо ежегодно подтверждать.
Во многих случаях более выгодными являются специальные системы налогообложения.
Упрощенный режим налогообложения: особенности
УСН предполагает два типа ставок:
- 6% – если налог уплачивается с доходов;
- 15% – если налог рассчитывается с объекта «доходы минус расходы».
ИП, выбравший эту форму налогообложения, в течение года сменить его не может. По закону №243 от 03.07.2016 этой системой могут воспользоваться ИП, чья деятельность удовлетворяет следующим условиям:
- численность – не более 100 человек;
- совокупный объем выручки за отчетный период – до 120 млн рублей;
- предел объема выручки – 90 млн рублей.
Эта система налогообложения рекомендуется только предпринимателям, не работающим с клиентами с обязательствами по НДС. Преимущества, которые предоставляет упрощенная система:
- Два вида налоговой ставки, из которых можно выбрать оптимальный вариант для конкретного бизнеса. Налоговую ставку, если она окажется невыгодной для ИП, можно сменить после окончания текущего налогового периода.
- Небольшое количество учетной документации, обязательной к ведению.
- Возможность снизить налог, если будут уплачены установленные отчисления в ПФР.
Отдельный плюс выбора уплаты ставки от дохода – возможность не вести обязательную документацию по расходам.
Как и все системы налогообложения, УСН имеет минусы:
- ограничения по штату;
- верхний предел по выручке;
- возможность перейти на другой вид налогообложения существует только после окончания текущего налогового периода.
В каких случаях выгоден налог на вмененный доход?
Эта форма налогообложения популярна среди предпринимателей, оказывающих услуги по грузоперевозкам.
Однако режим ЕНВД (вмененного дохода), действующий в 2018 году для ИП, занимающихся грузоперевозками, в ближайшие годы планируется отменить.
Это связано с тем, что ряд чиновников и экономистов считают его неэффективным, поскольку ИП с очень разными доходами платят одинаковые суммы.
Возможность использования вмененного дохода ограничена достаточно жесткими рамками:
- Количество техники не должно превышать 20 машин. В их число входят и автомобили, взятые во временное пользование (ст. 346.26 п. 2.5).
- Количество наемных работников – до 100 человек.
- Доля прочих юридических лиц – до 25%.
Если в наличии имеется несколько видов ОКВЭД, то по каждому из них по показателям работ ведется отдельный учет.
Плюсы выбора этого режима:
- Учитывается только один показатель – количество единиц техники. Учитывать количество топлива, затраты на покупку запчастей, проведение ремонтов и прочие расходы для отчета в налоговой службе не требуется.
- Возможность совмещать ЕНВД и УСН. Это совмещение целесообразно с упрощенной системой при уплате доходов по ставке, учитывающей только доходы (без учета расходов). Сочетание этих двух режимов позволяет создать условия для снижения ставки налога.
Недостатки этого вида налогообложения:
- ограничение по количеству транспортных средств – не более 20 штук;
- необходимость оплачивать налог, независимо от того, были оказаны услуги или нет.
В условиях малого количества автотехники и недорогих контрактов предпринимателю рекомендуется рассмотреть и сравнить два оптимальных вида налогообложения – ЕНВД и ПСН. Для этого сравнивают величину налога на вмененный доход и стоимость патента в конкретном регионе.
Особенности приобретения патента
Для участия в патентной системе налогообложения патент необходимо приобрести по месту регистрации бизнеса. Он приобретается на срок от 1 месяца до 1 года. Условия, которым должен отвечать ИП для возможности приобретения патента:
- количество работников в части ПСН – до 15 человек;
- общая выручка за период ведения деятельности на патенте – до 60 млн рублей;
- площадь помещения, которое занимает бизнес, – не более 50 м2.
Особенности ПСН:
- невозможность снизить стоимость платежа;
- необходимость вести учет по КУДиР отдельно по каждому направлению;
- по каждому направлению деятельности нужен отдельный патент.
Общая учетная документация
При оказании услуг по грузоперевозкам должна присутствовать обязательная документация.
- Путевые листы. Должны выписываться на каждую поездку. Форма этого документа отлична от вида документа, используемого юрлицами, но также регламентируется определенными правилами. Выдача осуществляется в присутствии медицинского работника. Все выданные путевые листы заносят в книгу учета.
- Водитель должен иметь в поездке копию трудового договора и доверенность на право водить данный автомобиль.
- Договоры транспортной экспедиции.
Отсутствие путевых листов влечет невозможность зачесть в статью «Расходы» использованное топливо, запчасти, расходные материалы, что повлечет увеличение налога и вероятное наложение пени и штрафов. Документация, оправдывающая расходы, имеет особое значение при режимах ОСН и УСН при выборе ставки «доходы минус расходы».
Пример расчета налогов по различным системам налогообложения
Для определения наиболее подходящей системы примерно просчитывают, какие вероятные суммы налогов придется платить в каждом конкретном случае. Это можно сделать для УСН, ЕНВД, ПСН. Для ОСН этот расчет сложен, и выполнить его могут только бухгалтеры с профессиональным образованием.
Исходные данные для расчета:
- правовая форма грузоперевозчика – ИП;
- место регистрации предпринимателя – г. Ростов-на-Дону;
- количество транспорта – 12 единиц;
- выручка за последний квартал предыдущего года – 875 000 руб.;
- сумма страховых взносов за сотрудников, уплаченная в последнем квартале прошлого года – 40 000 руб.;
- при использовании ЕНВД уплачено фиксированных взносов за последний квартал прошлого года – 8 000 руб.
Из налоговых отчислений вычитают суммы, уплаченные за рабочих в госфонды. Налоги в таких случаях могут быть уменьшены не более чем на 50%.
Бизнес на грузоперевозках, который можно начать с покупки малотоннажной машины ГАЗель, а затем существенно расширить, – выгодное мероприятие при условии его грамотной организации, выбора оптимального налогового режима и грамотного ведения отчетной документации.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк и поделитесь ей с друзьями в социальных сетях. Подписавшись на канал, вы больше не пропустите интересные новости!
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adf2eb9fd96b1d73a8e770a/5b0d1105c71a92e0c0932475